среда, 24 февраля 2010 г.

Ундоры. Край благодати.



Есть земли, поцелованные Небом. Ундоры, несомненно,- из их числа.

Край чудес


Кажется, еще пару минут назад за окном авто мелькал суетный город, но при движении из Ульяновска в северном направлении мир меняется удивительно быстро. Количество машин на шоссе уменьшается километр за километром, постепенно даря владельцу каждого четырехколесного зверя гордое ощущение хозяина дороги. На смену привычным глазу цветам рекламных биллбордов приходят совсем другие – такие не сотворит ни один графический редактор. Ты понимаешь, что мегаполис своим пыльным ластиком лишает нас красок даже сейчас, когда в природе царствует богиня колора – осень… За городом она настоящая. И ты не знаешь, чем занять мозг – пытаться сосчитать вокруг все оттенки желтого и красного и вспомнить названия каждого из них в спектре, освежить в памяти классические строчки про «очей очарованье» или вдруг самому начать рифмовать.

Выезд за пределы каменных джунглей для привыкшего к урбанизму горожанина – уже катарсис. Хочется, подобно герою незабвенного фильма, воскликнуть: «Отпущу бороду, бродягой пойду по Руси». Но главные чудеса впереди. Мы едем в Ундоры – место волшебное сразу по нескольким причинам. Целебные источники минеральных вод прославили село на всю планету. Знают об Ундорах и в палеонтологическом мире – здешний берег Волги представляет собой уникальный геологический срез практически всех периодов формирования земной коры, а находками в виде аммонитов и костей динозавров тут никого не удивишь. Но мало кто ведает, что Ундоры – земля святая. Вряд ли какой из уголков Ульяновской области может соперничать с этим краем по количеству святых родников.

Правда, найти чудотворные места оказалось не так легко. В сознании современного человека столь тесно переплелось духовное и светское, что разобраться в ценности того или иного места ему порой непросто. Да и стоит ли винить в невежестве местных жителей, у которых родники бьют прямо из-под ног – «у нас тут везде источники, везде люди лечатся»?! Привыкли в Ундорах к чудесам, не замечают.

Лекари тела и души

Но одни родники исцеляют лишь болезни телесные, другие и душу врачуют тоже. К одному из таких источников нас буквально вывел Бог. Плутая по ундоровским улицам и тщетно расспрашивая местных жителей, мы увидели впереди золоченые купола храма и решили взглянуть на редкую красоту. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что один из святых ундоровских источников – родник Святителя Николая — расположен прямо у подножия этой церкви, носящей имя Воскресения Христова. Деревянная церковь, стоявшая на этом месте, упоминается в исторических документах еще в 1658 году, и тоже как Воскресенская. За храмом – живописный овраг, склоны которого вызывают в памяти сказки Пушкина и сюжеты палехских миниатюр. Вот-вот кот ученый появится на одной из веток кудрявого дуба. Из расположенного неподалеку пруда течет ручей. В него-то и впадает Николин родник.

В советское время, рассказывают бабушки, родник называли Поповским колодцем – воду для нужд храма брали из него. Но старожилы вспомнили, что до революции источник носил имя Никольский, и вернули святому месту прежнее название. Увы, история родника не дошла до наших времен. Известно только, что один из приделов старого Воскресенского храма был освящен в честь Николая Чудотворца. Несомненно, связь между этим фактом и названием святого ручейка существует.

Вода в роднике сладкая, будто с добавлением сахара. Одна из ундоровских жительниц рассказала, что в селе принято набирать ее по воскресеньям – в эти дни местный батюшка проводит у водоема службу. Мы застали у родника строителей – здесь возводится небольшая часовня, обустраивается купель. Работы планируется завершить в октябре. При закладке построек в грунте были обнаружены остатки старого колодезного сруба – вероятно, до революции на источнике существовала купальня.

Люди, близкие к церкви, вспоминают случай чудесного исцеления, произошедший почти сто лет назад и передающийся из уст в уста. Девушка по имени Прасковья пришла как-то вечером с хороводов больная и стала вести себя как одержимая бесами. Отцу посоветовали отнести дочь к Поповскому колодцу, но непременно успеть до полуночи. Когда несчастную окропили и напоили святой водой, припадка и след простыл. Позже выяснилось, что порчу на Прасковью навел парень, с которым она отказалась встречаться. А к святому водоему девушку направил блаженный старец Антоний – у него в Ундорах есть свой родник.

Божия воля

О том, что тяжела дорога к храму, мы вспомнили, пытаясь отыскать Антониев источник. Битый час кружил нас старец по небольшому поселку и его окрестностям. Может, хотел, чтоб сбили ноги и с большим трепетом оценили обретенное. А может, стремился таким образом показать красоты своей земли. Так или иначе, но местные жители поначалу направили нас по ложному пути. Источник, дорогу к которому нам описали, оказался не святым, а самым обычным (если в Ундорах вообще бывают обычные источники). Вспомнив о свойствах местной минералки с двадцатью полезными микроэлементами, пили мы целебную воду, чуть припахивающую железом, и чувствовали, как прибавляются силы для новых путешествий. А когда увидели за деревьями блеск речной глади и спустились на несколько метров вниз от источника, ахнули…

Волга в районе Ундор похожа на море. Глядя на бескрайний простор, нетрудно представить, что каких-нибудь сто миллионов лет назад здесь в водах мелового моря плескались игуанодоны и плезиозавры. Голубой от глины склон контрастирует с огненными, как на полотнах Ван Гога, осенними деревьями, ярко-зелеными реликтовыми соснами и кипенной пеной волн, набегающих на берег. Стоя на краю обрыва, ты ловишь молниеносно проносящиеся в голове исторические ассоциации и ощущаешь себя песчинкой в масштабах вечности. Неужели мы могли этого не увидеть? Не зря путал нам дорогу старец Антоний! На все промысел Божий.

Покровитель села

Старец Антоний, в миру — Антон Петрович Шувалов, родился в Ундорах в 1870 году в бедной крестьянской семье. Когда мальчика омывали в чаше с водой, вся купель засияла золотым светом. С семи лет Антон начал читать духовные книги. На молитву уходил в лес, делал там подобие храма: в углублении расставлял иконки. В молодости был пастухом и возле стада в лесу проводил целые дни в молитве. Потом стал странствовать. Антон причащался Святых Христовых Тайн у батюшки Иоанна Кронштадтского, который еще в 1890 году во время путешествия по Волге сказал об Ундорах: “Благословенное село! Оно прославится по всему земному шару – человек здесь живет хороший. Старец. Великий чудотворец”.

Как-то, вернувшись из странствий по монастырям, Антоний забрался на крышу своего дома и стал укладывать на нее солому. Когда его спросили, зачем он это делает, ответил: «Да лучше гореть будет!». Старец прозревал грядущий пожар, который вскоре и случился: его дом сгорел, не задев других строений. Новая власть не любила странного богомольца и не разрешала ему строить на старом месте новый дом. Антоний смирился. С того времени он усилил свои аскетические подвиги и молитвы — вырыл себе землянку и стал жить в ней. Одежда его была ветхая, убогая. Старожилы вспоминают, что ходил он широким шагом в лаптях, в старом пиджаке, подпоясавшись красным кушаком и опираясь на большую палку.

Побывал Антоний во многих монастырях, беседовал с семью старцами, получил благословение помогать недужным.

К нему приезжали получить исцеление отовсюду, но принимал он не всех. Как лечил, никто не знает. Просто подходил к умирающему человеку и говорил: «Живи до 90 лет!» или: «Через две недели встанет!». А о конце света рассказывал: «Когда все скажут “Бога нет!”, Господь ждать ни минуты не будет. Сейчас время, как перед Потопом. Тогда Ной один остался, а теперь из семи городов – один, из семи деревень – одна, из семи человек – один. В последние времена люди будут ходить тучные, сытые, в домах – роскошь. Все вокруг будут строиться. Враз все огнем, как языком, слижет…

Ундоровцы знают Антона Петровича как защитника родного села. Оберегал он край своей молитвой и от нашествия саранчи, и от пожара в 1930 году, когда стал лопаткой против ветра землю кидать, и от болезней и неурожая. И после смерти – а ушел старец в мир иной в 1942 году — обещал охранять село от нечистой силы.

В селе считают, что это Антоний помог Ундорам стать одним из главных бальнеологических курортов страны. На родник, который теперь носит его имя, старец при жизни указал своему племяннику: „Копни, Никитушка, тут родничок“. И впрямь, посреди леса, средь пожухлой листвы и травы забил источник. Бьет и до сих пор. На роднике построена и освящена купальня. Считается, что вода из святого ручейка лечит разные недуги, но особенно – болезни ног. Здесь и впрямь начинаешь верить в чудеса – в душе теплом разливается благость, исчезает мучавшая с утра головная боль, перестают ныть утомленные долгим хождением по склонам ноги. А когда мы приехали в редакцию и посмотрели фотографии, на снимках купели обнаружились непонятного происхождения золотистые блики, дать им объяснение специалисты фотодела не смогли…

Еще в Ундорах есть Иеронимушкин родник, названный в честь схиегумена Иеронима (духовника Санаксарского мужского монастыря), часто бывавшего в этих местах. А в окрестностях – на территории Михайловского женского монастыря – источник архистратига Михаила, вода которого исцеляет даже безнадежных больных. Оказывается, благодать совсем рядом – всего в получасе езды от шумного города.

Газета "Вестник" №38 от 2 октября 2009 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий